Ниже вы увидите одну из первых фотографий Читы, сделанную неким путешественником С. Б. Тумановым в 1878 году во время путешествия по Восточной Сибири. Гость небольшой провинциальной Читы сфотографировал одну из её достопримечательностей — уже тогда старую, но очень почитаемую Михаило-Архангельскую церковь.
Первая церковь появилась в Чите то ли в конце XVII, то ли в начале XVIII века. Она была заложена во имя престола Архистратига Михаила, прочих бесплотных сил и Николая Чудотворца, и простояла до 1774 года, пока не была уничтожена пожаром. Читинцы тут же собрали деньги на новую, и уже в 1776 году на месте сгоревшей церкви появился новый двухэтажный храм из толстых лиственничных брёвен. Церковь освятили в честь Архангела Михаила.
На момент прибытия в Читинский острог декабристов это был единственный острожный храм, поэтому с 1827 по 1930 год именно здесь происходили все важнейшие события в жизни узников.
Здесь Иван Анненков венчался с француженкой Полиной Гебль. С 10 июля 1830 года рядом с храмом покоится умершая при рождении Софья Волконская — дочь Сергея Волконского, внучка полководца Николая Раевского.
Уже на момент прибытия в Читу декабристов Михаило-Архангельская церковь была довольно ветхой и требовала ремонта. В 1846-м на средства Марии Фёдоровны – матери декабристов Муравьёвых — в храме восстановили интерьер, перестроили колокольню, а фасад обшили досками, которые позже выкрасили под кирпичную кладку. Отсюда множественные споры вокруг фотографий церкви — может показаться, что это каменное, совсем другое здание. В том капремонте храма деятельное участие принял и оставшийся жить в Чите декабрист Дмитрий Завалишин.
Именно в Михаило-Архангельской церкви 22 октября 1851 года был торжественно зачитан Указ императора Николая I об образовании Забайкальской области с центром в Чите, которая с того же момента получила статус города. После этого церковь стала именоваться собором вплоть до постройки Казанского собора, который находился на Михайловской площади (ныне — площадь Декабристов). Михаило-Архангельская церковь вновь была переведена в разряд приходских.
К началу 1870-х годов здание сильно обветшало. В верхнем приделе церкви богослужение было прекращено вовсе, а иконостас перенесли в построенный Казанский собор. В середине 1870-х в здании провели капитальный ремонт, а в 1876-м под храм подвели каменный фундамент, которого изначально не было. После укрепления перекрытий между этажами в верхнем приделе церкви возобновились богослужения.
В марте 1923-го здание храма было реквизировано, всё его имущество описано. В середине 1930-х, когда храм был закрыт окончательно, церковь пустовала, затем здание использовалось как общежитие сельскохозяйственного техникума, ещё позже — приспособлено под соляной склад.
Ещё в 1925 году, во время празднования 100-летия восстания декабристов, в городе зазвучали предложения устроить в церкви (тогда ещё действующей) Музей декабристов. И такой музей открылся, правда, только в 1971 году. Открыт и почти сразу закрыт — здание опять крайне обветшало. В 1974-м в нём начались масштабные реставрационные работы, после которых церковь приобрела современный вид.
В 1985 году, в канун 160-летия восстания декабристов, в церкви вновь открыт Музей декабристов, отражающий в своих экспозициях историю декабристского движения, пребывание декабристов на каторге и поселении в Сибири, их вклад в культурное развитие края.
В коллекции музея имеются принадлежавшие декабристам книги, прижизненные издания их работ, подлинные реликвии: часы Николая Бестужева, шкатулка Марии Волконской, столик Михаила Бестужева, предметы дворянского быта и каторги, подлинники и копии с работ Николая Бестужева, Николая Репина, Петра Соколова, Жана-Батиста Изабе, письма декабристов и их жён.
Здание Михаило-Архангельской церкви остаётся старейшим в Чите, одной из главных достопримечательностей города, а с 1974 года оно признано объектом культурного наследия федерального значения.
Рождественские каникулы — прекрасный повод посетить Музей декабристов, чтобы прикоснуться к стенам, видевшим Читу совсем крохотным посёлком времён Екатерины II.
Автор: Роман Шадрин